Описание образовательных программ
Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с «Подсолнушек» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Программа направлена на разностороннее развитие детей с 1,5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы. Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Данная Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях. Обязательная часть разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учётом вариативных программ.Часть, формируемая участниками образовательных отношений отражает развитие детей в физическом, художественно-эстетическом и познавательном направлениях. Выбор данных направлений для части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует потребностям и интересам детей, условиям созданным в ДОУ, а также возможностям педагогического коллектива. В содержательном разделе описаны особенности взаимодействия педагогического коллектива с детьми и семьями воспитанников. Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Организационный раздел содержит описание материально-технического и методического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
«Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Князева.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников. В программу включено новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.Предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели программы - сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
«Росток» ТРИЗ – РТВ М.А Страунинг
Цель программы – воспитание талантливого человека путём формирования у ребёнка творческого мышления, исследовательских умений, способности к видению и разрешению проблем, способности нестандартно смотреть на окружающий мир.Для решения поставленных задач используется ТРИЗ-педагогика (автор Г.С.Альтшуллер) – теория решения изобретательских задач, в основе которой лежат методики развития творческого воображения, методология решения проблем, противоречий и конкретных творческих задач стандартными и нестандартными способами, теория развития творческой личности и используются игры и задания, дающие детям новые знания об окружающем мире, позволяющие овладеть технологиями работы с этими знаниями, формирующие у них навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию.В нашем ДОО используются элементы программы «Росток» в работе с детьми по разделам «Сенсорное воспитание», «Развитие элементарных математических представлений», «Развитие элементов логического мышления», «Развитие экологических представлений», «Развитие речи» как в рамках занятий, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми.Ознакомление с логическими отношениями – с помощью специальных приёмов и средств (картинки, рисунки, схемы) ребята узнают о простейших логических операциях.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева.
Теоретическую основу программы нравственного воспитания составили положения "Концепции дошкольного воспитания" (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.).
Образовательная цель программы развития личностной культуры дошкольников (парциальная) «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Приоритетные направления деятельности:
Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
В программе для успешной реализации её на практике предусмотрены организационные и методические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематический годовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Знакомство с данными материалами (русскими праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.
«Ритмическая мозаика» А.И. Буренина
Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, тем более гармоничным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.
Основная направленность программы "Ритмическая мозаика" - психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного инструмента.
Основу для ритмических композиций составляют простые и вместе с тем разнообразные движения, позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только двигательными навыками, но также опытом эмоционально-телесного выражения музыки. Именно этот опыт поможет в дальнейшем ребенку успешно осваивать другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому "Ритмическая мозаика" рассматривается как база, которая поможет научить слышать музыку и выражать сове "видение" музыкального произведения в пластической импровизации.
Основные цели программы: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического); всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения. Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.
На этой основе предлагаются 3 типа мотивации:
В нашем ДОО используются элементы программы(технология создания психологической комфортности и межличностного общения в условиях ДОО).
«Физическая культура дошкольникам» Л.Д. Глазырина
Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Программа способствует приобщению детей к спорту с раннего детства. Реализация программы направлена на воспитание таких физических качеств как ловкость, четкость и быстрота реакции, повышается активность у детей, развивается чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.
Цель программы - оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
Обеспечить развитие и тренировку всех мышечных систем ребенка.
Удовлетворять естественные потребности в движении.
Развивать и совершенствовать двигательные способности (ловкость, быстроту,выносливость) детей через занятия в спортивной секции.
В нашем ДОО используются элементы программы в том числе спортивные развлечения, способствующие повышению двигательной активности детей).
«Са – фи – дансе» Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.
Оздоровительно – развивающая программа «Са – фи – дансе» по танцевально – игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и расчитана на четыре года обучения – от 3 до 7 лет.Основной целью программы «Са – фи – дансе» является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально – игровой гимнастики.
Укрепление здоровья:
способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата;
формировать правильную осанку;
содействовать профилактике плоскостопия;
содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной сиситем организма.
Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
Развивать мышечную силу гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно – силовые и координационные способности;
Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, умения согласовывать движения с музыкой;
Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
Развивать ручную умелость и мелкую моторику.
Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:
Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
Формировать навыки самостоятельного выражений движений под музыку;
Воспитывать умение эмоционального выражения движений под музыку;
Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
«Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 – 7 лет.» (Автор:В. Т. Кудрявцев).
Данная программа является разделом образовательного проекта «Рекорд – Старт».
Приобщение к физической культуре происходит посредством использования в работе с детьми:
упражнений и заданий на развитие основных движений, на принятие и сохранение позы;
упражнений и заданий на развитие мелких мышц руки, мимики лица;
спортивных и музыкально – ритмических упражнений;
подвижных игр, игр – аттракционов.
Развивающими формами оздоровительной работы являются:
закаливание;
дыхательная и звуковая гимнастика;
упражнения для формирования и коррекции осанки;
упражнения для профилактики плоскостопия;
психогимнастика.
В нашей ДОО используется технология психогимнастики и дыхательной гимнастики.
«Старт» В.Я, Яковлева, Р.А. Юдина, Л.К. Михайлова.
Программа «Старт» — парциальная программа по физическому воспитанию, разработанная JI. В. Яковлевой, Р. А. Юдиной, Л. К. Михайловой.
Цель программы — помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, выразить свое «Я» в движении. Особенностью программы является распределение программного материала не по возрастным группам, а по направлениям.
В программе последовательно раскрываются вопросы:
как использовать стандартное и нестандартное оборудование в работе с дошкольниками;
методика диагностики двигательной деятельности детей для определения их спортивных интересов и способностей;
рекомендации по составлению системы работы, учитывая условия дошкольного учреждения;
особенности взаимодействия воспитателя по физической культуре и воспитателя группы;
конспекты физкультурных занятий на воздухе и в зале;
примерные комплексы оздоровительной гимнастики, упражнений на развитие дыхания.
«Кроха» Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.
Цель: комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до 3 лет.
Разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей.
Своеобразие программы - в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до его адаптации к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Программа адресована в первую очередь семье и воспитателям ДОУ.
Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребёнка до 3 лет, а также методические рекомендации.
Рекомендована Министерством образования РФ.
«Программа по изобразительной деятельности в детском саду» Автор Г.С. Швайко.
1) Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности. С этой целью:
формировать сенсорные способности;
формировать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления;
формировать обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения;
обучать техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности;
формировать способность оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных изобразительных работ творческого характера, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого.
2) Развивать познавательную активность детей. С этой целью:
воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;
поддерживать взаимосвязь между изобразительными занятиями и занятиями по ознакомлению с окружающим миром;
в подготовку к занятиям изобразительной деятельностью включать помимо наблюдений работу с книжными иллюстрациями, репродукциями картин, малыми формами скульптуры, предметами народно-прикладного искусства, использовать дидактические игры.
3) Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Для этого:
создавать благоприятный эмоциональный климат в группе;
организовывать процесс обучения по подгруппам, с тем чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям и иметь возможность общаться с каждым ребенком;
вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможностей использования их готовых работ в повседневной жизни;
создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты;
воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.